Сегодняшняя тема: Попинг и глушение (Popping и muting)
Я надеюсь, Вы проработали прошлый урок и добились чистого ровного звука. Не спешите наращивать темп. Сначала добейтесь чистоты звучания. Не волнуйтесь, Вы сами не заметите, как разовьете хорошую скорость. Теперь, когда вы овладели основами слэпа, добавим в нашу копилку еще один очень полезный прием. Чтобы сыграть струну "попом" надо поддеть ее снизу указательным пальцем правой руки (настолько, чтобы можно было захватить ее) и мягко потянуть вверх. Струна должна соскользнуть с пальца и удариться о гриф. Ваша рука должна находиться в том же расслабленном состоянии, которое мы описали и использовали на прошлом уроке, но указательный палец должен быть достаточно жесток, чтобы увлечь за собой струну. Пробуйте сыграть попом струну G.
Как и при игре слепом, вы должны настолько расслабить руку, насколько это возможно. Помните, Ваша скорость во многом зависет от способности беречь силы, то есть от умения играть расслабленной рукой. Рука должна быть напряжена ровно настолько, чтобы получить хороший твердый звук. Звук получается достаточно громким, поэтому имеет смысл убавить усилок.
Поставьте на метрономе 40 - 50 ударов и потенируйтесь. Играйте попом струну G на каждый удар метронома, и глушите звук левой рукой между его ударами (то есть половину времени между ударами звучит струна, половину - идет ее глушение). Держите левую руку, как и прежде, то есть большой палец упирается в гриф где-то посередине, а все остальные пальцы прямые. Коснитесь пальцами левой руки струн E, A и D и подвиньте руку немного вперед, так, чтобы кончики пальцев не отрывались от струн. Таким образом, струна G окажется открытой. При глушении попа, просто подвиньте руку обратно. Будьте готовы к тому, что Вам достаточно долго придется держать пальцы на струнах E и D.
Вы уже овладели навыком попа - глушения, тогда давайте добавим слэп. Техника сочетания попа и слепа, для игры нот, расположенных через октаву, получила широкое распространение. Зажмите указательным пальцем пятый лад струны A, а мизинцем - седьмой лад струны G. Запустите метроном и играйте слэпом ноту на струне A и попом ноту на струне G. Слеп играйте на удар метронома, а поп - между ударами. Не двигайте левую руку и не волнуйтесь о глушении, просто играйте ноты. e e e e e e e e G|----7---7---7---7---| e = восьмые D|o------------------o| S = Слэп A|o-5---5---5---5----o| P = Поп E|--------------------| S P S P S P S P
Поговорим о глушении. Мы уже используем указательный и безымянный пальцы. Коснитесь среднем пальцем струны E, чтобы заглушить ее. Вы должны держать средний палец прямо, а указательный и безымянный - согнутыми. Таким образом, мы использовали указательный, средний палец и мизинец для того, чтобы зажать лад на струне А, заглушить струну E и зажать лад на струне G соответственно. Мы могли бы попробовать заглушить струну D безымянным пальцем, но безымянный палец и мизинец настолько связаны друг с другом, что очень сложно работать ими обособленно. Для того чтобы заглушить струну D, cлегка согните указательный палец в первом суставе, а безымянный палец пусть болтается рядом с мизинцем.
Потренируйтесь с метрономом. Внимательно следите за тем, чтобы струны E и D не звенели. Во время игру Вы можете специально задеть их и посмотреть, надежно ли заглушены струны. Глушение очень важно для чистой игры.
Тщательно проработайте это упражнения. Должны звучать только две струны. Попробуйте играть поп не указательным, а среднем пальцем правой руки, при этом громкость звука не должна измениться.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не торопитесь. Поп - может оказаться слишком утомительным для ваших пальцев. Не колечте себя. Пузыри на пальцах вряд ли ускорят процесс овладения техникой. Если играть стало трудно - сделайте перерыв, а лучше отложите занятия назавтра.