Для начала определим, в каком положении держать бас. На мой взгляд, существуют две крайности. Первую я условно называю стилем Тони Оппенхеима. Он использует низкое расположение баса. В таком положении рука практически прямая, и пальцы перпендикулярны струнам. Вторая крайность - стиль Стью Хэмма. Он держит гитару очень высоко. Его предплечье перпендикулярно струнам и локтю, располагающемуся практически над бриджем. Попробуйте оба стиля и выберите для себя более удобный. Если Ваш бас висит низко, попробуйте первый стиль; если высоко - то, очевидно, имеет смысл воспользоваться вторым стилем. Я в большей мере джазовый музыкант, так что я ношу бас высоко.:-)
При игре слэпом очень важно развить хорошую скорость. Этого невозможно добиться, если не научиться расслаблять руки. Особенно важно расслабить правую руку (подразумевается, что вы правша). Позвольте ей свободно висеть сбоку. Теперь, не меняя позиции пальцев, согните руку и перенесите ее вдоль струн прямо в конец грифа. Такое положение очень близко к рабочему.
Перейдем к рассмотрению левой руки. Держите большой палец примерно посередине тыльной стороны грифа. Он должен быть почти прямым. Остальными пальцами слегка приглушите струны. Старайтесь держать пальцы прямыми.
Правая рука располагается около окончания грифа. Большой палец должен находиться над последним ладом, а указательный - между концом грифа и звукоснимателем. Поверните кисть так, чтобы большой палец удалился от струн на расстояние не менее 8 см. Сама рука должна оставаться неподвижной. Теперь вращая руку, ударьте большим пальцем по струне E. Палец спружинит от струны, продолжите это движение, отводя палец в исходную позицию для следующего удара. Старайтесь делать удары без напряжения. Вы должны добиться четкого "щелчка". Повторите это движение несколько раз. Когда удары станут даваться легко, попробуйте бить по струне A, а затем начните чередовать удары по E и по A.
Ну что, пошумим? Перестаньте придерживать струны. Ударьте и заглушите удар левой рукой (Mute). Повторяйте, пока не добираетесь, хорошего ровного звучания. Если у Вас есть метроном, установите эго на 40 - 50 ударов в минуту. Играйте одну ноту на каждый удар. Не спешите. Добейтесь четкого щелчка и ровного глушения.
Рассмотрим еще один технический прием. Hammer on заключается в игре ноты левой рукой. Эго обычно используют сразу после того, как сыграли ноту правой рукой. Чтобы было понятно, приведу пример. Зажмите указательным пальцем пятый лад струны A, и сыграйте слэпом эту ноту. Теперь резко ударьте безымянным пальцем левой руки по седьмому ладу. Клево, правда?
Установите метроном на 40 - 50 ударов, и потренируйте это сочетание слэпа и хаммера. Не заглушайте ноты, как мы делали раньше, позвольте им свободно звучать. Бейте слэпом по ноте во время удара метронома, а хаммер используйте между ударами. Добейтесь ровного звучания! G|-----------| D|-----------| A|--5----7---| E|-----------| S H
Теперь попробуйте комбинировать слэп, хаммер и глушение. Значит так, зажмите пятый лад струны A, сыграйте слэпом ноту, затем сделайте hammer on на седьмом ладу. Ударьте открытую струну E слэпом, и заглушите ее. Как только E начнет звучать, струну A надо заглушить, причем как можно тише. q q q q G|-----------| D|o---------o| A|o-5-7-----o| E|------0----| S H S М
Начните с 40-50 ударов, постепенно увеличивая скорость. В сведущий раз мы разовьем этот пример.