1.Первые свидетельства в странах Древнего Востока. Струнные щипковые инструменты, снабженные шейкой, появились в глубокой древности. Они составляют семейство лютневых в широком смысле слова. Самые ранние сохранившиеся свидетельства – это скульптурные изображения Месопотамии, которые относятся примерно ко 2 тысячелетию до н. э. В них запечатлены инструменты с небольшим корпусом, который был сделан, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности, кожей). Подобного рода инструменты существуют и в наши дни в некоторых странах: на Балканах – тамбурица, в Иране – ситар, в Турции – саз, в Греции – базуки. В Центральной Азии и на севере Индии появляется также двухструнный дутар (используется в наши дни в Иране, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении). У него закругленный книзу и усеченный в верхней части корпус и длинная шейка, в которую ввинчены колки. Решающий момент в истории развития инструмента – появление нового резонаторного корпуса, состоящего теперь уже из трех частей: деки, верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют. Этот этап наступает в Китае в 3 или 4 веке н. э. С возникновением инструментов юаня (в наши дни неупотребляемого) и юкина, верхняя дека которого сделана из цельной деревянной пластины. Начиная с этого времени инструменты, сходные с гитарой, широко распространяются на Среднем Востоке. Прекрасный образец одного из таких инструментов запечатлен на фризе буддийского монастыря Эртама близ Термеза (Узбекистан), фрагмент которого хранится в С. Петербургском Эрмитаже. Однако пока еще не существует точной датировки этого фриза: он может быть отнесен к периоду между 1 веком до н. э. И 3 веком н. э. В Древнем Китае широко используются различные виды лютни с длинной шейкой. Особенно привлекает внимание так называемый нефер (что в переводе означает «красота»). Этот инструмент, с его миндалевидным вытянутым корпусом, можно считать одним из предшественников нашей гитары. Недостаточность и разрозненность достоверных данных затрудняет научное изучение предыстории гитары. Более всего мы склоняемся к мысли, что она родилась на Среднем Востоке и оттуда распространилась по Азии и Европе. Важная роль в этом процессе принадлежит Египту. Как отмечает К. Омо, «начиная с 9 века на западе этой страны европейская лютня называется китарой»; кроме того, очевидно родство между нефером и первыми инструментами, изображенными на испанских манускриптах. Нашествие арабов могло послужить – это касается и лютни – фактором связи между Северной Африкой и Южной Европой; но нельзя исключить и определенного влияния Малой Азии – через греко-романский мир.
2. Ранние сведения в Западной Европе.
Как в античности, так и в средневековой Европе появление инструментов – непосредственных предшественников гитары и их дальнейшую эволюцию на протяжении первых веков христианской эры невозможно проследить из-за отсутствия достоверных данных. Если верить некоторым исследователям, самое раннее изображение такого инструмента относится ко II веку. Речь идет о барельефе, который украшает надгробную стелу в Мериде (Испания). Можно различить только верхнюю часть инструмента. Конструкция его такова, что вполне допустима и более поздняя датировка. В самом деле, инструменты столь развитой конструкции мы вновь обнаружим лишь двенадцать веков спустя.
Намного более архаичными кажутся представленные в Утрехтской псалтыри 9ок. 820-830) «ситары с грифом», несмотря на очевидное стремление художника-миниатюриста к орнаментальной пышности изображения. Знаменитая Штутгартская псалтырь, выполненная несколькими десятилетиями позже, вероятно, во Франции, в скрипториуме аббатства Сен-Жермен-де-Пре (ок. 830-860), содержит исключительно интересные для нашего исследования миниатюры. На них можно увидеть десять прекрасных инструментов, которые уже определенно названы гитарами. Это говорит о том, что строение гитары в те времена приобретает свои основные черты. Резонаторный корпус, шейка и колковая коробка оформляются в качестве самостоятельных частей; струны (от трех до шести) прикрепляются к круглому выступу, который помещается на нижнем крае корпуса. Исполнитель приводит их в колебание с помощью длинного плектра.
Латинское слово cithara, которым названы инструменты в описанной Псалтыри, происходит от греческого слова кифара и ещё задолго до средневековья используется для обозначения разновидностей гитары, как kitaire, quitaire, quitarre, введённые в обиход после 1250 года.
К сожалению, этот драгоценный документ составляет единичный случай. Самые близкие к нему по времени изображения инструментов – предшественников гитары мы находим лишь в X – XI веках в Испании. Конструкция их выглядит не столь развитой.
Испания. Особенно примечателен здесь ряд манускриптов, имеющих общий источник происхождения. В основу их положена рукопись астурийского монаха Беатуса Льебана (VIII) «Commentaires de l’Apocalypse», содержащая собрание различных толкований Апокалипсиса. Значение рукописи было столь велико, что на свет появились многочисленные её копии, украшенные миниатюрами. По традиции на них изображены музыканты. В большинстве случаев художники довольствуются повторением уже известных образов, однако некоторые мастера стремятся запечатлеть инструменты, на которых играют их современники. Благодаря этому удаётся обнаружить разнообразные типы строения инструментов, соответствующие различным эпохам и регионам.
Начиная с X века изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Мы можем выявить формирование и распространение определенного типа инструмента, лаконичного и распространение определенного типа инструмента, лаконичного в своей конструкции, по общему виду и способу игры напоминающего египетский нефер. Его характерные особенности говорят о начальном этапе развития: струны (три или четыре) прикреплены к полукруглой подставке, помещенной у основания деки, и натянуты с помощью объемистых колков, вставленных в колковую коробку.
Чуть позже появляется другой тип инструмента, менее индивидуализированный по форме, сходный с виолой. Его мы находим прежде всего в Толковании Апокалипсиса (начало XIII века), хранящемся в Париже. Техника игры здесь ещё не «прочитывается». Все эти иконографические памятники свидетельствуют о том, что инструменты данного периода ещё совмещали в себе черты, которые в эпоху Ренессанса «распределятся» между различными видами щипковых – такими, как виола, виуэла, и гитара. Следую своей фантазии или подчиняясь требованию момента, исполнители использовали при игре пальцы, плектр или смычок. Постепенно будет откристаллизовываться более точная техника, которая, приспосабливаясь к строению инструмента, в свою очередь повлечет за собой совершенствование его конструкции. Это приведет к окончательному формированию семейств струнных инструментов.
Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными. И на этот раз важнейшие иконографические документы восходят к Испании.
Испания. Два ценных источника дополняют друг друга: замечательное собрание миниатюр и поэма, содержащая, как это ни парадоксально, описание таких инструментов, которые будут введены в широкую практику лишь несколько десятков лет спустя.
Миниатюрами украшена рукопись «Кантиги Святой Марии» (ок. 1250), представляющая собой собрание песнопений в честь Девы Марии, которые сочинил или заимствовал из других источников король Кастилии Альфонс X Мудрый (1230-1284). Художник запечатлел придворных менестрелей в момент исполнения ими своих обязанностей; при этом неоднократно изображаются гитары. Выделяются два вида инструментов; об их особенностях и применении можно составить представление, обратившись ко второму источнику – «Книге Благой любви» знаменитого Хуана Руиса, протоиерея из Иты. Это гитара мавританская и гитара латинская.
Мавританская гитара, овальной формы, во многих чертах сходна с инструментами, представленными в манускриптах Беатуса: её нижняя дека выпукла, металлические струны прикреплены у основания корпуса. Играют на ней преимущественно с помощью плектра, что вызывает резкость звучания, на которую жалуются современники, в частности Хуан Руис. Однако такой инструмент пришелся ко двору Альфонса X. Вопреки существующему мнению гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а привлекает, напротив, коронованных особ, о чем свидетельствуют изображения на миниатюрах.
Мавританская гитара из рукописного сборника «Кантиги» обладают редкой красотой формы и строения; их широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Струны, которые крепятся с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объемистую колковую коробку. Как и в предыдущих случаях, эти миниатюры не дают представления о приемах игры. Становится обязательным наклонное положение инструмента; при этом продолжают существовать способы извлечения звука как с помощью плектра, так и с помощью пальцев. Смычок выходит из употребления.
Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу), имеет плоскую нижнюю деку. Жильные струны защипывают обычно пальцами. ЕЕ слишком мягкое звучание не подходит (опять-таки по мнению Хуана Руиса) для аккомпанирования пению арабов – этот инструмент, напротив, предпочитают любители утонченной музыки. Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественничей современной классической гитары.
Был ли высоко ценим при королевском дворе и этот вид гитары? Он фигурирует только в трех миниатюрах и всегда только в руках менестрелей. Быть может, это свидетельствует о трудностях игры на нем. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резонаторное отверстие, расположенное посередине; шейка с грифом, снабженным порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, еще не устоялись. Точно так же обстоит дело и с постановкой инструмента и способом игры – использование пальцев или плектра зависит от вкуса исполнителя.
Страны Северо-Западной Европы. Если верить литературным источникам, гитару начинают постоянно использовать во Франции. Её изображения на миниатюрах свидетельствует о том, что она бытует также в Англии и в германских странах. Характерные черты инструментов , которые были в употреблении, запечатлены в скульптурных изображениях, украшающих большие храмы и готические соборы. Искусство каменного декора переживало в ту пору период своего полного расцвета, и скульпторы часто обращались к образам музицирующих ангелов. Соборы Шартра, Реймса, Страсбурга, Колони, Экзетера, Беверли и многие другие демонстрируют настоящее воспроизведение инструментов в камне. Среди них предпочтительное место занимает гитара. Можно выделить в основном два её вида. Первый, сложной формы, был назван английским музыковедом (М. Ремнант) «листом падуба». Края корпуса этого инструмента своим узорным сочетанием плавных и остроугольных изгибов напоминают очертания листа. У второго вида гитары линии боковых краев более прямые и ровные. Достаточно простая шейка заканчивается на скульптурных изображениях плоской колковой коробкой, что продиктовано, без сомнения, свойством материала, из которого выполнены эти барельефы.
Появляются также гитары менее типичной формы. В Англии, например, охотно конструируют инструменты с массивным корпусом и декоративно оформленной верхней частью. Форма колковой коробки так сильно закруглена, что иногда соединяется с декой. Именно такой образец прекрасного инструмента мы видим в руках музицирующего ангела на миниатюре из Псалтыри Роббера де Лиля (ок. 1300-1320, Лондон). Но вскоре станет изменяться в сторону упрощения; этапы этого процесса мы можем проследить по Псалтыри королевы Марии (ок.1310-1320). В начале сборника гитара изображается в форме цистры; затем корпус ее становится более тонким, и наконец с приятным удивлением мы обнаруживаем инструмент элегантной формы, близкий латинским гитарам из рукописи «Кантиги Святой Марии» - с длинной тонкой шейкой, заканчивающейся колковой коробкой. Как и строение корпуса, способы крепления струн очень разнообразны. Иногда они крепятся к подставке, сходной с подставкой современной гитары, иногда – к выступу у основания корпуса (закругленной формы или в виде трехлистника); в некоторых же случаях струнодержатель подобен такому, который в дальнейшем будет использоваться в скрипке и предполагает наличие подставки. Чаще всего исполнители держат инструмент горизонтально и извлекают звук с помощью плектра.
Как это ни кажется невероятным, один экземпляр гитары той эпохи уцелел. Этот инструмент, так называемый guittern, хранится в Лондоне, в британском музее. По своему внешнему виду он близок к гитарам, знакомым нам по миниатюрам из Псалтыри Роббера де Лиля. Однако инструмент многократно подвергался переделкам и реставрациям, поэтому трудно представить его первоначальный облик.
3.Возрождение.
В то время строение большинства музыкальных инструментов продолжает эволюционировать, гитара, начиная с 1470 года, уже имеет вид, близкий к современному. Произведения изобразительного искусства, в первую очередь итальянского происхождения, донесли до нас черты такого инструмента.
Замечательный образец гитары XV века запечатлен в мозаике, которая украшает стены небольшой студии Изабеллы д’Эсте в Мантуе. Однако этот инструмент кажется более громоздким и менее изысканным по сравнению с тем, который можно увидеть на фресках, сделанных Пинтуриккьо около 1492-1495 годов в апартаментах Борджиа в Ватикане. Истинно современной выглядит гитара в руках поэта Аккилини на гравюре мастера Маркантонио Раймонди, исполненной спустя примерно пятнадцать лет (ок. 1510). На всех изображениях того времени, где музыкант-гитарист представлен в момент игры, по-прежнему преобладает горизонтальное положение инструмента. Игра пальцами начинает брать верх над игрой плектром.
Первый золотой век. XVI век – знаменательный период в развитии гитары, хотя это время не привносит существенных новшеств в строение инструмента. Если до сих пор гитара занимала почетное, но не первостепенное место рядом с виолой, ребеком, арфой, лютней и псалтерионом, то теперь она внезапно выдвигается на первый план. Это важное изменение происходит около 1540 года; упоминание о нем можно найти в сочинении, выпущенном в Пуатье (1556). Автор его не без сожаления замечает: « В моем раннем детстве большинство увлекались [лютней], чем гитарой; но в последние двенадцать или пятнадцать лет все наше общество обратилось к гитаре; исполнители на гитаре сегодня чаще встречаются во Франции, чем в Испании». Очень быстро мода распространяется на Западную Европу, завоевывая Фландрию, Англию, Италию. Как ни странно, Испания в этот список не попадает.
4.XVII ВЕК.
В противоположность инструментам предыдущей эпохи, гитары XVII века дошли до наших дней.
1. Инструменты переходной конструкции
Первая гитара с пятью хорами, известная сегодня, принадлежит музею Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Созданная в Лиссабоне в 1581 году неким Мельчиором Диасом, она представляет собой связующее звено между гитарами XVI века, от которых она унаследовала свои пропорции, и гитарами XVII века. Их характерные черты уже можно обнаружить в ее строении. Конструкция гитары Диаса выглядит все-таки во многом архаичной: корпус (нижняя дека и обечайки) вырезан из цельного куска палисандрового дерева; выпуклое дно воскрешает в памяти гитару баттенте, верхняя дека поддерживается изнутри только двумя пружинами. Головка, напротив, имеет почти современный вид. Строение этой гитары обладает особенностями, которые будут повторять в своих работах мастера музыкальных инструментов на протяжении более чем двух веков.
Другая гитара, сходной конструкции, возможно из той же мастерской, по строению более современна и могла бы быть отнесена к 1590 году. Корпус на этот раз имеет плоскую нижнюю деку. Однако не возможно судить о первоначальном виде шейки и грифа из-за позднейших переделок. наверх
2. Классический инструмент
За исключением описанных инструментов переходной конструкции, все известные нам гитары с пятью хорами (рядами) богато орнаментированы. Для изготовления такого изысканного предмета мастера используют ценные материалы: редкие породы дерева(в частности, черное – эбеновое), слоновую кость, черепаховый панцирь. Нижняя дека и обечайки декорируются инкрустацией. Верхняя дека, напротив, остается простой и делается из хвойных пород дерева (чаще всего из ели).Для того чтобы не подавлять вибрацию, деревянной мозаикой отделывают только резонаторное отверстие и края корпуса по всей его окружности. Орнаментальные украшения в виде арабесок, так называемые «у?сы», удлиняют боковые подставки. Главный декоративный элемент – розетка, сделанная из тисненой кожи. Эта розетка не только соперничает с красотой всего корпуса в целом, но и смягчает извлекаемые звуки. Очевидно, что обладателей этих роскошных инструментов интересовала не столько сила и мощность, сколько изысканность звучания.
Один из первых дошедших до нас образцов гитар XVII века находится в коллекции Музея музыкальных инструментов Парижской консерватории. На нем обозначено имя мастера – венецианца Кристофо Коко, а также дата – 1602. Плоский корпус целиком сделан из пластинок слоновой кости, скрепленных узкими планками коричневого дерева. Этот инструмент представляет собой наиболее характерный тип гитары итальянских мастеров начала века – такие инструменты в Европе считаются большой редкостью.
5. Первая половина XVII века – период упадка.
С возникновением гитары с пятью рядами характер музыкальных произведений меняется. В значительной части Европы распространяется стиль разгеадо, занесенный из Испании, где он был популярен. Гитара тотчас же утрачивает то важное значение, которое она раньше имела для серьезных музыкантов; отныне она употребляется только для аккомпанирования, для того, «чтобы петь, забавляться, плясать, скакать…топать ногами», как пишет Луи де Брисено в предисловии к своей «Методе» (Париж, 1626). В трудах теоретика из Бордо Пьера Трише можно заменить отголосок произошедшей перемены. Он с сожалением замечает (ок. 1640): «Гитара, или гитерна, - широко применяемый инструмент у французов и итальянцев, но особенно у испанцев, которые пользуются ею так безудержно, как никакая другая нация».Она служит музыкальному сопровождению танцев, которые пляшут, «дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой». И возмущаясь тем, что ему приходится наблюдать, Пьер Трише продолжает: «Во Франции дамы и куртизанки, знакомые с испанской модой, стараются ей подражать. В этом они напоминают тех, кто, вместо того чтобы добротно питаться в своем собственном доме, идет к соседу есть сало, лук и черный хлеб».
Несмотря на пренебрежение к гитаре крупных музыкантов, она остается популярной во Франции. К гитаре охотно обращаются в балетах. В «Фее Сен - Жерменского леса» (1625) и в «Богатой вдове» (1626) ради большего правдоподобия на гитаре играют музыканты, одетые в испанские костюмы. В первом балете исполнители чаконы «приспосабливают звуки своих гитар к проворным движениям ног». Во втором, поставленном Его Величеством в Большом зале Лувра, антре гренадеров разворачиваются также под аккомпанемент гитары. По сообщению «Меркюр де Франс», в этом спектакле двум танцующим сарабанду аккомпанировал на гитаре сам Людовик XIII. 6.Вторая половина XVII столетия: новый золотой век.
В середине века начинается новый период расцвета. И на этот раз обновление приходит из Франции. Для преподавания игры на гитаре молодому французскому королю ко двору призывают прославленного педагога и музыканта Франческо Корбетту (1656). Не осмеливаясь утверждать (в отличие от некоторых придворных) , что за восемнадцать месяцев Людовик XIV превзошел своего учителя, можно, однако, не сомневаться в истинном пристрастию короля к инструменту. В его правление гитара вновь становится любимицей аристократии и композиторов. И вновь мода на гитару завоевывает всю Европу.
7.XVIII ВЕК. Первая половина века: упадок
К концу правления Людовика XIV (ум. 1715) в истории гитары наступает переломный момент. Королевский двор становится к ней более равнодушным; широкое внедрение в музыкальную практику инструментов, обладающих большими техническими возможностями, приводят к тому, что престиж гитары как инструмента, предназначенного для исполнения профессиональной музыки, снижается. Однако она по-прежнему популярна среди любителей. Мадмуазель де Шароле на заказанном ею портрете представлена с гитарой в руках, слегка перебирающей ее струны. Ватто и Ланкре вводят гитару в изображение любовных сцен. И вместе с тем - это инструмент балаганных актеров и странствующих комедиантов!
Некоторые композиторы, подобно Кампиону, пытаются продолжить старую традицию. Франсуа Ле Кок, учитель игры на гитаре императрицы в Бивьере, а затем член Королевской капеллы в Брюсселе, создает серьезный труд (ок. 1730), оставшийся в рукописном виде. Различные нотные сборники, также неизданные и хранящиеся в Париже, свидетельствуют о том, что переложения песен и танцев для гитары не теряют своей ценности. Одновременно с этим авторы трудов, посвященных basso continuo, охотно допускают использование гитары. Примером может служить руководство Сантьяго де Мурсии «Краткие правила гитарного аккомпанемента», дополняющее сборник танцев (Мадрид, 1714).
Пабло Мингет (ум. 1801) – ученик Санса и Мурсии – не обходит вниманием гитару в своем труде «Общие правила и наставления» (Мадрид, 1752-1754). Приводя различные образцы известных типов табулатур, он сопровождает их нотной записью – яркий пример того, что новые процессы, происходящие в музыкальном искусстве, коснулись и Испании. Очевидно, что в дальнейшем «для гитары настанет черед медленного угасания».
Особенно глубокий кризис наблюдается в середине века. Неизвестный автор вспоминает: «Единственное, для чего еще использовали …теорбы, лютни и гитары… Эти допотоптые жалкие инструменты переделывали в виелы; таков конец их существования». Некий Анри Батон, парижский мастер музыкальных инструментов, специализируется в области такой переделки. Множество прекрасных гитар, непоправимо испорченных, безвозвратно погибает.
Можно задаться вопросом – чем вызвана такая нелюбовь к гитаре? Возможно, это связано с отсутствием композиторов, создающих музыку для гитары, а также с трудностями расшифровки табулатур. Поколение, воспитанное в традициях устной передачи исполнительских навыков, уходит в прошлое.
Вторая половина века: обновление.
Упадок и на этот раз длится недолго; гитара вновь становится модным инструментом. Как утверждает Мишель Брене, это обстоятельство связано с появлением двух талантливых певцов, выступающих в салонах. Они исполняют дуэты, сами себе аккомпанируя. Это прославленные Пьер Желиот и Пьер де ла Гард. Знаменитое полотно Бартоломея Оливье «Чай по-английски у принца де Конти» передает атмосферу этих светских собраний. Желиот здесь играет на великолепной гитаре; мальчуган у клавесина – без сомнения, юный Моцарт во время своего первого пребывания в Париже (конец 1763 – начало 1764 года). Но могла ли громкая слава двух певцов сыграть в судьбе гитары решающую роль? Не правильнее ли предположить, что усиливающийся интерес к арфе, вызванный ростом ее технических возможностей, а также то обстоятельство, что молодая супруга наследника престола была страстной арфисткой, привлекли внимание к струнным щипковым инструментам в целом? Действительно, все эти инструменты вступили в период расцвета; особенно выдвинулись гитара и цистра.
8.XIX век.
Благодаря возросшим техническим и выразительным возможностям гитара в первые десятилетия века становится предметом повсеместного увлечения; вся Европа охвачена «гитароманией». Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в большинстве своем выходцы из Испании или Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн. Фернанда Сор, Дионисио Агуада, Фердинандо Карулли, Мауро Джульани, Маттео Каркасси…Все они сочиняют для гитары и занимаются преподаванием, воспитывая и любителей, и профессионалов; как следствие этого появляется большое количество школ, методических пособий, сборников упражнений, теоретических трудов. Несмотря на то что их композиторская деятельность заслуживает не столь высокой оценки, как испольнительское мастерство, этим музыкантам удается вновь поднять гитару на уровень профессионального инструмента
Подражая знаменитым концертантам, любители и дилетанты с успехом выступают в салонах. Распространяются сборники, составленные из внешне эффектных пьес, главным образом танцев, оперных попурри, транскрипций известных произведений Вторая половина XIX века
50-е годы XIX века отмечены спадом гитарной лихорадки. За исключением Англии, где гитара по-прежнему пользуется успехом, в остальной части Европы она вытесняется фортепиано. Но одна страна продолжает ярко блистать - это Испания.
Антонио де Торрес (1817 - 1892) по сей день признан одним из лучших мастеров гитар не только на испанском полуострове, но и по всей Европе, где его называют "Страдивариусом гитары". Несмотря на то, что инструменты его прославились во всем мире, его биография еще мало изучена. Вклад Торреса в эволюцию гитары очень значителен. Гитары, которые он констуирует начиная с 1850 года, по типу строения весьма современны. Являясь в течение длительного времени завидным предметом поисков концентирующих исполнителей, эти инструменты в настоящее время находятся в основном в музеях.
Он вырабатывает новые нормы конструирования инструмента:
- увеличение объема корпуса, который делается более широким и глубоким;
- установление вибрирующей части струны (65 см);
- трансформация грифа, который становится более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки; гриф продолжается вполоть до резонаторного отверстия;
- возврат к креплению струн с помощью завязывающихся узелков; подставка остается снабженной порожком;
- установление оптимального количества (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. наверх 9.XX век.
Для двадцатого века характерны два принципиально новых явления:
- отход от традиционных приемов композиторского письма;
- новые тенденции теперь зарождаются не в Европе, а в Америке.
|